ЛДПР Анапа
ЛДПР Анапа
Либерально-демократическая партия России
   Вход | Регистрация
Понедельник, 20.05.2024, 00:44
Главная » 2014 » Февраль » 27 » ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ РОССИЯН КАК ФАКТОР ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
18:13
ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ РОССИЯН КАК ФАКТОР ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Первичным источником политики выступают человек и его деятельность. Совершенно очевидно, что вне человека или без него нет ни властных отношений, ни политики. Любой политический процесс без личности всего лишь пустая абстракция. В самом содержании понятий «политика» и «власть» подчеркивается, что стержнем, смыслом, целью этих форм деятельности является человек, его интересы и потребности. Анализ политического участия личности представляется одним из наиболее важных факторов и критериев успешного реформирования и устойчивого демократического развития современного российского общества.
Осознание себя гражданином конкретного государства и непосредственным участником государственной жизни является одним из важнейших проявлений личности в политике. Для упорядоченной и результативной деятельности человека в политике необходимо наличие определенных конституционных оснований и законодательных форм. Однако современная российская политическая действительность убедительно свидетельствует о том, что провозглашенные Конституцией положения в нашей стране не всегда реализуются на практике, что связано с недостаточной зрелостью гражданского общества и влиянием предшествующего опыта взаимоотношений человека и государства. Человек должен постепенно осваивать и активно использовать предложенные ему гражданские и политические права и свободы. Процесс осознания себя в политическом пространстве, умение ориентироваться в существующей системе ценностей чрезвычайно важны как для самого человека, так и для политической системы в целом: участие в политике способствует удовлетворению практически всех базовых потребностей личности.
Процесс освоения человеком определенных ценностей, норм и правил поведения обеспечивает его включенность в политическую жизнь и называется политической социализацией. Следует отметить, что в период преобразования общественно-политической системы в России усложняются и изменяются требования к процессу политической социализации. Цель процесса политической социализации - обеспечить бесперебойное функционирование политической системы при смене поколений в политике и способствовать становлению гражданина, который не подвержен колебаниям политической конъюнктуры и готов сам принимать решения по важнейшим вопросам.
Способ выражения интересов, взглядов и действий социальных слоев, групп населения, личности, направленный на оказание влияния на политическую структуру общества с целью осуществления конкретного решения в политологической науке именуется политическим участием. Возможности включения человека в политический процесс многообразны: участие в выборах и референдумах, сбор подписей; составление обращений, митинги, демонстрации, пикетирование, забастовки, политическая голодовка, гражданское неповиновение, политический бойкот, вооруженная борьба и т.п.
В развитых демократиях проблема политического участия рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества. В основе этого понятия лежит представление, согласно которому без вовлечения граждан в процесс принятия политических решений, с одной стороны, невозможна легитимация системы властных структур (а, следовательно, и существование правового конституционного государства), с другой - становится затруднительным самовоспроизводство гражданского общества. Эта проблема приобретает особую актуальность в современной России, в связи с процессом становления новой модели взаимоотношений властных структур и социума.
Сегодня в России происходит построение гражданского общества, а оно не возможно без формирования либерально-демократической модели политической культуры «Я», без выработки у россиян активной жизненной позиции, без осознания ими своей причастности к происходящим в стране событиям. Гражданами, однако, не рождаются, ими становятся в результате продолжительного взаимодействия с окружающим миром, восприятия его норм, ценностей, традиций. Деятельность людей в политической сфере представлена системой политических идей, способов и норм поведения, а также специфическими учреждениями. Они есть результат исторического опыта, в них закрепляются память и навыки деятельности отдельных людей и социальных групп по результатам своих отношений в рамках политически организованного сообщества. Совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих социальным субъектам и обществу в целом, и составляют политическую культуру. При этом следует отметить, что процесс социализации как освоение людьми политической культуры реально осуществим лишь при условии заинтересованности в нем политического режима, ведущих политических сил и при подлинно демократическом климате в обществе.
По мнению политологов В.И. Бегинина и А.М. Векулова, приобретение политической культуры нового образца идет посредством разрешения противоречий между необходимостью глубоких общественных преобразований и действующим механизмам торможения этих преобразований. Анализируя развитие ряда современных государств М.В. Ильин предлагает следующий путь генезиса демократии: от пробуждения чувства национального единства через конфликты, борьбу, компромисс и привыкание — к сознательному выбору демократических процедур. Идеи демократии должны быть выстраданы, осмыслены. Исторически демократия является результатом политической борьбы и «нормы гражданского права лучше представить себе как продукт демократии, а не как его условие». Таким образом, демократия является результатом политической активности народа. Демократическая культура возникает до установления демократии и затем через деятельность общественных организаций, партий, прессы становится все более массовой.
В литературе конца ХХ века часто дискутируется вопрос о содержании нового политического мышления, для которого характерны такие черты как гибкость, реализм, оперирование противоречиями не в форме стереотипов, а в форме учёта взаимных интересов. Как подчёркивает Е.Б. Шестопал, речь идёт о распространении «демократического» типа личности, который не является пока преобладающим «по сравнению с авторитарным типом или типом политического конформиста-молчальника». Существующие в России механизмы политической социализации зачастую не способствуют формированию демократических начал в обществе. Основными преградами, по мнению И.С. Кона, Е.Б. Шестопала являются националистические и расовые предрассудки, политическая пассивность, привычка ждать указаний сверху, авторитаризм, представление о неравенстве людей, культ насилия в СМИ, традиционное понимание мужества как демонстрации силы. В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи опыта, преемственности политических институтов, смыслов, норм и ценностей. Именно это и наблюдается сегодня в России. В стране одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокой коррозии базовые ценности. Россия существует теперь в новых границах, экономический потенциал её заметно изменился после распада СССР. Это ложится тяжелым бременем на плечи миллионов россиян.
В современной России политическое участие имеет размытый, неструктурированный характер. Взаимодействие власти и общества происходит главным образом в кризисных, критических точках, то есть в тех случаях, когда назревает существенное изменение политических институтов, и политическая элита оказывается вынужденной обращаться к гражданам за поддержкой и минимальной легитимацией новых (или трансформирующихся старых) институтов и правил игры. В этом процессе важную роль играют выборы, которые являются наиболее развитой и доступной для современных политических систем электоральной формой политического участия. Также существенной особенностью политического участия в современной России является и тот факт, что в промежутках между критическими точками усиливается отчуждение основной массы населения от властных и иных политических структур, включая партии и движения.
В заключение следует отметить, что для современной модели демократии наиболее оптимальным представляется такой тип политической вовлеченности, для которого характерны: интерес к общественным проблемам, выраженный в активном политическом участии и подкрепленный желанием быть информированным о текущей социально-политической ситуации в обществе; свобода от традиционных авторитетов; ориентация на те политические и правительственные процессы, которые признают необходимость и желательность формирования рациональных процедур и соответствующих организаций государственного управления. Это не рационально-активистская модель в чистом виде, а некое смешение автономного и мобилизационного участия в зависимости от своеобразия политического и социокультурного пространства общества.
Просмотров: 824 | Добавил: Координатор | Рейтинг: 0.0/0

Либерально-демократическая партия России ©  1989-2024

При цитировании или ином использовании материалов,
опубликованных на страницах сайта www.anapa-ldpr.ru,
ссылка на источник обязательна.

Штаб-квартира Анапского местного отделения ЛДПР:

г. Анапа, ул. Красноармейская, 13, каб. 7
(здание гостиницы "Центральная" , вход с ул.Горького, 2 этаж)
приемная: 8(918)155-46-56 , тел.моб: 8(918)0567-009
e-mail: anapa-ldpr@mail.ru

Используются технологии uCoz
Дизайн и Разработка: Мотуз ВячеславИспользуются технологии uCoz