17:50 Экология и дети: роль духовного воспитания в преодолении кризиса |
«Дети – наше самое обязывающее и самое ранимое наследие. Как для народов, так и для каждой отдельной семьи они воплощают связь между прошлым и будущим, между реальностью и надеждами. Растить и пестовать новые поколения – основная и самая важная форма человеческой деятельности». Преамбула Американской академии педиатрии Качество развития ребенка и реализация генетически детерминированных возможностей тесно связаны с особенностями среды обитания. Жизненный потенциал, возможность раскрытия заложенных в каждом из нас таланта и одаренности, сроки проявления болезней взрослого периода жизни – итог взаимодействия генетического потенциала и средовых факторов. И именно поэтому внимание к детству, последовательное совершенствование методов первичной профилактики, ориентированных на его защиту и оптимальное обеспечение, всесторонне разумное стимулирование развития ребенка – залог здоровья и дееспособности и детей, и населения страны в целом. Современная научно-техническая революция, позволяющая невероятно быстрыми темпами развивать производительные силы, в то же время приводит к неотвратимому разрушению естественной среды обитания человека, в связи с этим экологический кризис, рассматриваемый сегодня как кризис цивилизации, является одной из центральных тем научных исследований. Вполне очевидным становится тот факт, что формирование новой модели стабильного, устойчивого развития мирового сообщества нуждается в философском осмыслении разнообразных фактов, характеризующих процесс взаимодействия человека с окружающим миром [1, с. 137–139.]. В последнее время много говорится об экологическом кризисе, о деградации природы, но правильнее было бы говорить о том, что изначально деградирует не природа, не биосфера, а духовные ценности, человек, который стоит на вершине пирамиды живой природы. Экология человека – это, в первую очередь, оздоровление духовно больного человека и общества с помощью высокой нравственности и культуры. На наш взгляд, только духовное возрождение общечеловеческих интересов и ценностей, а также нравственное очищение могут привести к гармонии отношений человека с окружающей природой. Дети – это наше будущее в настоящем и все то, что характеризует детей сегодня, представляет собой прогноз на будущее, и все хорошее, что мы можем для них сделать сегодня – обязательно отзовется тысячекратно в судьбах людей, народа, и страны в целом в будущем. Поэтому с самого раннего детства детям необходимо прививать нравственно-эстетическое сознание, которое должно опираться на объективно реальные ценности, к которым, прежде всего, относится наша культура [2, с. 3–6.]. Способом смягчения глобальной экологической проблемы должно стать сокращение антропогенного воздействия на биосферу. Сокращение антропогенного воздействия выступит критерием устойчивого развития человеческой цивилизации. Переход к устойчивому развитию требует радикальных перемен во всех сферах жизнедеятельности человека, что в свою очередь, предполагает не слепой антропоцентризм, «покорение природы», неконтролируемые демографическими процессами, а осуществление продуманной в экологическом аспекте хозяйственной политики. Выйти из кризиса можно посредством освоения новых ценностно-нормативных отношений, которые позволят преодолеть отчуждение человека от природы, выработать адекватное мировоззрение и экологические императивы взаимодействия общества и природы, определив характер приоритетов в развитии человеческой деятельности. На наш взгляд, одним из самых востребованных понятий сегодня должно выступить духовное воспитание. Под духовностью понимаются высшие духовно-нравственные качества и ценности. Духовность это также высшее достижение человека, поскольку: человек есть часть природы и в то же время элемент социального целого. Социальное и духовное не абсолютно противостоят друг другу. Нравственные требования связывают эти две фундаментальные сферы бытия. Ценностно-этический аспект пронизывает все стороны процесса социализации личности, связывая этот сложный процесс в определенное единство. Формирование духовно-нравственных качеств является результатом диалектического единства социального и индивидуального в личности. Духовность человека во многом формируется на основе обычаев, нравов, ритуалов, обрядов. Социализирующее влияние духовного фактора проявляется главным образом опосредованно и во многом зависит от особенностей социально-экономического, политико-правового состояния общества, а также от осознанного принятия человеком тех культурных ценностей, которые накопило и продуцирует общество – это помогает находиться в деятельном постоянном поиске смысла бытия и собственной жизни. Социальные институты и, в частности, государство, как правило, сознательно, целенаправленно, планомерно (но, как свидетельствует практика, не всегда продуманно) стремятся внедрить в общество те или иные духовные ценности. Сложившаяся под влиянием различных социальных институтов духовная атмосфера часто выступает в качестве стихийной стороны социализирующей функции общества, что приводит к непредусмотренным последствиям, вследствие как несогласованности, порой противоречивости их усилий, так и отсутствия научной обоснованности предпринимаемых в данной области мер. Преимущественно стихийное воздействие различных подсистем общества на личность в процессе ее социализации может быть весьма существенным. В кризисные периоды развития общества стихийный аспект социализации становится весьма весомым для личности, причем влияние это неоднозначно и нередко негативно, что подтверждают конкретно-социологические исследования. В целом социализирующее влияние нестабильного общества весьма противоречиво, что порождает хаос во внутреннем мире личности. Применительно к реалиям современности можно констатировать, что современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, обусловленный произошедшими переменами в общественном сознании и государственной политике. Сегодня общество, по крайней мере, в России, лишено духовных и нравственных идеалов. Присущая массовому сознанию совокупность ценностных установок во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В качестве образца устроения государства и человека предлагается деидеологизированный либеральный стандарт, сущность которого заключается в приоритете земных интересов над нравственными и религиозными ценностями. Как показывает практика, улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии улучшить жизнь людей. Либерально-демократические ценности вне четкой системы нравственных координат в эпоху технологического прогресса создают опасность разного масштаба катастроф, направляющих результаты прогресса против человечества. Мир, основанный на системе либеральных ценностей не может быть устойчивым. Негативные явления имеют тенденцию к усилению – процессы глобализации и технологизации все больше деформируют сознание человека, лишая восприятие им окружающего мира нравственного критерия, или же подменяя традиционную нравственную психологию созерцательного и вдумчивого восприятия примитивной психологией потребителя. Становится очевидным, что проблема духовно-нравственного воспитания является одной из основополагающих проблем, стоящих перед человечеством. Восхождение к духовности есть специфическое отрицание сиюминутной ипостаси социального бытия человека; это всякий раз уникальная попытка личности встать над самой собою, над бытийным слоем своих привычных взаимоотношений, соотнести свой жизненный опыт с высшими культурно-этическими ценностями прошлых эпох. Важным средством формирования духовного облика личности, ее интеллектуально-ценностного мира, является культурная политика государства, которая в определенных аспектах имеет целенаправленный характер и поэтому выражает планомерную сторону социализации. Библиографический список: 1. Варапутин А.В. // Вопросы философии. – 1996. – № 8. 2. Алексеев С.В., Янушанец О.И. // Вестник РАМН. – 2002. – № 9. 3. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося мира. – М., 2006. |
|