ЛДПР Анапа
ЛДПР Анапа
Либерально-демократическая партия России
   Вход | Регистрация
Среда, 22.01.2025, 08:19
Главная » 2014 » Март » 11 » ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО МИРА
17:56
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО МИРА
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ВНУТРЕННЕГО МИРА
К.А. Алпатова, Т.С. Ташинова

Личность представляет собой уникальную индивидуальность, которая являет собой «неделимость, единство, целостность, бесконечность, с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо» [8, с.497]. Личность – это то, качество которое присуще только человеку, что отличает его от животных. То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку – это внутренний мир, который не есть просто образ внешнего, а имеет своё специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя и не полностью) независимы от внешнего мира. Внутренний мир включает в себя специфическим образом преломлённую и обобщённую внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека, а основными составляющими внутреннего мира являются присущие только ему и вытекающие из его уникального личностного опыта устойчивые смыслы значимых объектов и явлений, которые выражают его отношение к ним, а также личностные ценности, которые наряду с потребностями являются источниками этих смыслов. Продуктом активной работы внутреннего мира является человеческая индивидуальность, благодаря которой формируется уникальная для каждого человека направленность развития.
В современной науке под направленностью понимается «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, характеризующаяся её интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение личности» [6]. При этом направленность развития внутреннего мира личности это не статичный, застывший процесс, это динамичная категория, меняющаяся в течение жизни, в зависимости от условий социального бытия личности, от доминирующих на данном этапе жизни потребностей, стремлений, убеждений, ценностных ориентиров и т.д.
Исследование направленности развития личности, её внутреннего мира актуально в связи с тем, что позволит проследить диалектику внутреннего и внешнего, объективного и субъективного в этом процессе, что немало важно в изучении такого вопроса, как построение человеком собственного жизненного проекта, который по своей глобальности и роли в жизни человека занимает совершенно особое место в структуре личности. Направленность развития внутреннего мира личности несёт в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни умозрительными рассуждениями и заключениями в скором времени будут ниспровергнуты самой жизнью. Актуальность исследования направленности развития внутреннего мира личности в контексте смысла жизни обусловлено и тем фактом, что сегодня фундаментальным психологическим фактом является широко распространённое чувство смыслоутраты, бессмысленности жизни, следствием которого является рост наркомании, насилия, самоубийств, а также психических заболеваний, в том числе специфических, так называемых ноогенных неврозов – неврозов смыслоутраты. «Проблема направленности – это вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь, определяясь её целями и задачами» (С.Л. Рубинштейн).
Направленность личности – это наличие вектора активности личности в отношении какого-либо объекта социального бытия. Направленность предполагает устойчивую устремлённость, ориентированность мыслей, чувств, желаний, фантазий, поступков человека, что является следствием доминирования определённых (главных, ведущих) мотиваций. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.
Любая форма поведения личности может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Актуальное поведение человека необходимо рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией, а это в свою очередь предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. В данном случае мотивация мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе анализа поведенческих альтернатив.
В отличие от мотивации мотив – это то, что принадлежит самому субъекту, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Также мотив можно определить как понятие которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций наиболее важной из которых является потребность. Как состояние личности потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворённости, связанного с дефицитом того, что требуется личности. Потребность активизирует личность, стимулирует поведение, при этом количество и качество потребностей зависит от уровня организации, от образа и условий жизни. Как личности, люди различаются в первую очередь друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей, а также их особым сочетанием (физические, материальные, духовные, социальные).
Вслед за потребностью второе по своему мотивационному значению понятие – цель, которая являет собой непосредственный результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Источниками смыслов, определяющих, что значимо для человека, а что нет и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности, которые занимают одно и то же место в структуре порождения смыслов. Смысл приобретают те объекты и явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо потребностей или личностных ценностей. Из несовпадения потребностей, ценностей и своеобразия индивидуальных путей реализации следует индивидуальность смыслов.
Точку опоры личности, позволяющей ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям, образуют личностные ценности, которые связывают внутренний мир с жизнедеятельностью отдельных социальных групп и обществом. Каждая группа имеет свой набор ценностей, усваивая которые личность закладывает в себя новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Отметим, что превращение социальной ценности в личную возможно только в случае, если человек совместно с группой включён в практическую реализацию этой общей ценности, ощущая её как свою. Разводя понятия «направленность личности» и «направленность развития внутреннего мира личности» можно отметить, что разница этих категорий состоит с том, что направленность личности это с большей степени социально-психологическая категория, а направленность внутреннего мира личности - социально-философская. Направленность личности - это вектор социальной активности субъекта, по отношению к какому-либо объекту его социальной среды, направленность внутреннего мира личности более глубокая категория, указывающая на развитие тех или иных ценностных ориентиров личности.
Необходимо отметить, что во внутреннем мире личности потребности и ценности отражаются по-разному. Так, потребности отражаются в форме желаний и стремлений, исходящих из «Я», более или менее произвольных и потому случайны, а личностные ценности, напротив, отражаются во внутреннем мире в форме идеалов-образов совершенных черт или желательных обстоятельств, которые переживаются как нечто объективное, независимое от «Я». Обусловлено это следующими обстоятельствами: во-первых, в отличие от потребностей личностные ценности не ограничены данным моментом, наличной ситуацией, во-вторых, ценности не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и. в-третьих, ценности в отличие от потребностей не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности (хотя эта объективность относительна, в силу того, что даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нём свои отличительные особенности), поскольку любая ценность переживается как нечто объединяющее с «Другими».
Ценности являются тем, что человек особенно ценит в жизни, чему он придаёт особый положительный жизненный смысл. Каждый человек обладает своим набором жизненных ценностей, которые, тем не менее, находятся в согласованности с общепринятыми ценностями. У одних доминируют материальные, у других – духовные ценности, но, ни один человек не может прожить в полном одиночестве. Создание человеком самого себя всегда и неизбежно – предприятие социальное. Индивидуальная жизнедеятельность неразрывными узами связана с историческим процессом развития общества, разделением общественного труда и социальных функций. Человек связан с обществом, с «Другими», бесчисленными нитями. Именно общественные взаимодействия являются основой, на которой формируется весь процесс человеческой истории. Взаимодействие двух или большего числа индивидов выступает в качестве родового понятия в понимании социальных явлений, и поэтому оно может служить моделью в интерпретации процессов социализации.
Социализация является довольно сложным процессом, который продолжается практически на протяжении всей жизни общества и человека. Социализация осуществляется в широком поле взаимодействия «Я» и «Других», в качестве которых могут выступать не только отдельные индивиды, но и любые социальные объединения. Поэтому процесс социализации предполагает не только формирование отдельной личности, но также и процесс формирования групп людей: коллективов, классов, этносов, наций и наконец, общества в целом.
В контексте социальной жизни социализация выступает как сложный динамический процесс, который представляет единое движение двух противоречивых, но тесно связанных сторон – социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация не просто сменяют друг друга в зависимости от этапа развития социального бытия, а переплетаются в ходе решения жизненных задач формирования и использования социально означенного знания, и индивидуального знания. Таким образом, индивидуализация выступает и предпосылкой, и результатом процесса социализации. По мысли Ю. Хабермаса, социализация становится завершением «жизненно-исторической индивидуализации».
Процесс и механизм утверждения и динамики направленности личности начинается с определенного понимания и «развертывания» самосознания личности, в более или менее стройной системе отбора, фильтрации извне поступающей (навязываемой) информации, актуализации его познавательных и морально-нравственных сил, его «энергетического потенциала». Самосознание здесь выступает, как умение смотреть на себя со стороны, т.е. глазами «Другого», как умение контролировать свои собственные действия под углом зрения внутренней логики восприятия социальной среды. Самосознание как единство (тождество) сознания и воли, т.е. согласие, совпадение теоретического и практического отношения к предмету, возникает лишь на определенном этапе развития индивида, самосознание которого и система его установок выявляют свое «бытие-для-себя». При такой постановке вопроса проблема формирования самосознания начинает совпадать с проблемой становления человеческой индивидуальности, личности, ее направленности, поскольку переход самосознания от «бытия-в-себе» к «бытию-для-себя», т.е. от разума к субъективному единству самосознания рассматривается как присвоение и освоение отчужденной от индивидуума разумной формы, которую она делает своей.
Личность, «Я» - субъективное единство противоположностей сознания и воли. Следовательно, «Я» - это постоянно расширяющийся возвратно-поступательный процесс диалектического саморазвертывания, самоопределения изначально наличествующей у всех индивидов активной силы - самосознания. Устойчивая система установок, ценностных ориентиров «задает тон» внутренним механизмам динамики направленности личности. Сознание человека (его мотивационный фон) внутри себя создает «точки опоры» - духовные символы, опираясь на которые оно способно к самоочищению, освобождению себя, хотя бы в какой-то мере, от того, что навязывается ему обществом, социальным окружением. Направленность развития внутреннего мира личности формирует для личности целостную картину мира, выступающей в качестве устойчивой системы компонентов, выявляющих тенденцию поведения личности в различных ситуациях и определяющих ее социальный облик, отношение к действительности, к различным ее проявлениям в виде исторических явлений, исторических фактов, оценку отношений к различным событиям и, в итоге, уточнение и окончательное определение собственной позиции в обществе.
Прежде, чем выбрать направление деятельности, человек «осматривается», ориентируется в окружающем мире. Информация, поступающая «извне», осмысливается и определенным образом перерабатывается человеком. Только после выработки внутренне осознанной позиции может идти речь о выборе направления дальнейшего социального движения личности, т. е. к собственно осознанному выбору позиции в окружающем личность социуме, когда обдуманно формируется цель дальнейшего ее существования. Позицию личности в обществе можно представить как многомерное пространство, измерения которого соответствуют определенным видам общественных отношений. «Пространство отношений», присущее и характерное для каждой личности специфично и весьма динамично, оно отражается в «субъективном мире» личности как единое целое. Отражение внешних воздействий имеет сложный характер, оно опосредуется не только через опыт прошлых поколений (привычки, традиции, национальный характер и т.д.), но и через собственный, индивидуальный опыт человека, иными словами, опосредуется его внутренним миром. Важнейшим компонентом которого является социальная установка. Социальная установка личности, которую можно рассматривать как основной компонент ментальности - феномен, который нельзя обойти вниманием, рассматривая вопрос о структуре направленности деятельности человека. [4, с. 32]
Процесс взаимодействия «Я» и «Другого» ведёт к возникновению определенных форм общения, отношений, а также формированию общих ценностей. Более того, взаимодействие «Я» и «Другого» является важным элементом внутреннего мира, так как характеризует как раз тот конкретный смысл, который имеют для личности отдельные объекты, явления, люди, классы. В отличие от ценностей, значимых для отдельного человека, которые могут измеряться в лучшем случае двумя-тремя десятками, то количество взаимодействий, образующих смысловое богатство личности может быть практически безграничным.
Таким образом, направленность развития внутреннего мира личности - это направленный вектор активности личности в рамках всех аспектов ее социального бытия, детерминированный диалектикой внутреннего и внешнего, субъективного и объективного.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Фейербах, Л. Избранные философские сочинения в 2 т. [Текст] ⁄ Л. Фейербах. – М., 1955. Т.1.
2. Новейший философский словарь [Текст] ⁄ Составитель А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.
3. Никонова, Л.М. О социальной направленности как факторе, регулирующем поведение личности. Общество и личность [Текст] ⁄ Л.М. Никонова. – Волгоград: ВГПИ, 1974.
4. Алпатова, К.А. Социализация личности: социально-философский аспект // Философия в ΧΧΙ веке: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Выпуск 20. / [Текст] – Воронеж: ВГПУ, 2009.
5. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности [Текст] ⁄ П. Бергер, Т. Лукман. – М., 1995.
6. Станкевич, Л.П. Целостность личности: гносеологический аспект [Текст] ⁄ Л.П. Станкевич. – М., 1987.
7. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] ⁄ М. Хайдеггер. – Харьков: Фолио. 2003.
Просмотров: 619 | Добавил: Координатор | Рейтинг: 0.0/0

Либерально-демократическая партия России ©  1989-2025

При цитировании или ином использовании материалов,
опубликованных на страницах сайта www.anapa-ldpr.ru,
ссылка на источник обязательна.

Штаб-квартира Анапского местного отделения ЛДПР:

г. Анапа, ул. Красноармейская, 13, каб. 7
(здание гостиницы "Центральная" , вход с ул.Горького, 2 этаж)
приемная: 8(918)155-46-56 , тел.моб: 8(918)0567-009
e-mail: anapa-ldpr@mail.ru

Используются технологии uCoz
Дизайн и Разработка: Мотуз ВячеславИспользуются технологии uCoz